bambuch (bambuch) wrote,
bambuch
bambuch

Categories:

Рига промышленная. Вдоль Бривибас.


Обзоров посвященных богатому архитектурному наследию рижской промышленности еще не было. Между тем оно заслуживает внимания.

Сначала немного истории. Становление промышленности в Риге и превращение ее в крупный индустриальный центр, происходило во второй половине 19 века. Тогда для этого сложились благоприятные условия, такие как отмена крепостного права в России и Латгалии, отмена на ограничение строительства и организацию предприятий в самой Риге, строительство новых железных дорог и развитие рижского порта. В результате Рига вышла по темпам индустриального роста на первое место в России. Именно тогда были основаны самые известные рижские предприятия.

Осмотр начнем с главной улицы города Бривибас. При движении по ней от центра с правой стороны, на улице Матиса видны корпуса бывшей пивоварни.


Построены в 1898 году. Сам завод, как я понял, закрылся в 2006.


Пройдя по Бривбас дальше и повернув влево на Палидзибас мы увидим знаменитую фабрику "Лайма", производящую шоколадные изделия.


Основана в 1870 году. Корпус 1939 года


Фабрика по прежнему работает.


Вернувшись на Бривибас, и пройдя несколько кварталов мы увидим очень интересные постройки фабрики велосипедов Лейтнера.


Основана в 1886 году Александром Лейтнером, как первая фабрика в России по производству велосипедов. Начав с 19 пробных моделей к Первой мировой войне она выпускала около 5000. Кроме того производились собственные моторы, мотоциклы. Были попытки производства автомобилей. Во время Первой мировй, завод был эвакуирован в Харьков и послужил основой для Харьковского велосипедного завода. На Бривибас, тогда Александровскую 129-131 фабрика переехала в 1895 году в специально построенное здание.


Архитектор Вильгельм Бокслаф. Заметным акцентом является флюгер в виде велосипеда.


 Рядом корпус 1907 года. Также проект Бокслафа. Вертикальный модерн.


Далее Бривибас уходит на Воздушный мост, открытый в 1906 году. С него видны постройки трамвайного депо номер 5, 1900-01 года архитектор Мандельштам.


За ним, на той же стороне корпус бывшей велосипедной фабрики "Эренпрейсс", в последствии "Саркана Звайзгне", производившей в советское время мопеды. 1936 год , архитектор Клинклавс. По его состоянию не трудно понять, что фабрика больше не существует.

Спускаемся с моста и справа видим корпуса завода "VEF".


История этого известнейшего предприятия началась в 80 годах 19 века, когда Генрих Детман построил мастерскую по ремонту телефонных аппаратов. В дальнейшем она неоднократно меняла названия, пока в 1932 году не получила свое привычное имя. Корпуса же были постронеы в два этапа. Сначла в 1899 году по проекту Генриха Шеелья были построены административный корпус.


И монтажный зал.


В 1912 году построен дворовый корпус. Автор проекта, выдающийся немецкий архитектор, основатель промышленного дизайна Петер Беренс.


Руководство строительством осуществлял рижский гражданский инженер Зейберлих. Это здание один из главных архитектурных шедевров Риги.




 Сейчас в нем ночной клуб и концертный зал "Godvil"


Понятно, что завод больше не существует, хотя территория довольно ухожена


А когда то здесь выпускали огромное количество продукции, от фотоаппаратов до самолетов. Фото 30 годов из музея истории Латвии.


В 1914 году по проекту Беренса под руководством рижского архитектора Шеффеля было начато строительство уличного корпуса на углу Бривибас и Берзаунес. Неосуществленным остался пятый мансардный этаж.


На противоположной стороне Бривибас, расположен другой известный рижский завод "RVR"


Основан в 1895 году Оскаром Фрейвиртом как акционерное общество "Феникс". В 1915 году завод был эвакуирован. Сейчас часть его корпусов выведена из под его подчинения, и не нужно напрягать воображение, чтобы представит как он выглядел в 1915.


Корпуса построены в 1895-98 году. Архитектор Фельско.




Часть корпусов заброшена, часть используется под склады.


Водонапорная башня




В 1930 годах было основано акционерное общество "Vairogs", выпускавшее по лицензии автомобили "Ford" под собственным именем




Сегодняшняя территория завода отделена забором


Судя по плакату, завод скорее жив, чем мертв


На этой оптимистичной ноте закончу первую часть о Риге Промышленной.
Tags: archeologia industriale, Латвия, Рига
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments