bambuch (bambuch) wrote,
bambuch
bambuch

Categories:

Рига промышленная. Московский форштадт.

DSC_0638

Продолжим осмотр промышленного наследия Риги. Сегодня пройдем по Московскому форштадту и прилегающим к нему улицам.

Начнем путь с улицы Гертрудес на которой мы собственно и жили все пять дней пребывания в Риге. При движении по ней в сторону Железнодорожных путей слева в разрыве фасадной застройки видна небольшая труба. Предназначения ее я не знаю, скорее всего осталась от старой котельной. Вообще, дымовые трубы посреди жилой застройки в центре попадаются часто.
DSC_0628

Дальше на правой стороне, обращает на себя внимание небольшое здание межвоенного времени. Гертрудес 72.
DSC_0629
Это бывший кинотеатр "Этна" 1932 года постройки, сейчас занят церковной организацией "Слово Истины".

Выходим по Гертрудес на улицу Валмиерас. На ней видны корпуса молочного комбината "Rigas Piensaimnieks", основанного в 1928 году как Рижская молочная централь.
DSC_0634

Корпуса же вероятно принадлежали "РБВЗ"
DSC_0635

Далее по Валмиерас, на той же стороне в бывших корпусах "Русско Балтийского вагонного завода" находится текстильная фабрика.
DSC_0637

Она была основана в 30 годы как текстильная фабрика "Maraudums", впоследствии называлась "Spalva", "Saule". В настоящее время здесь совместное Латвийско-Шведское предприятие "Klippаn-Saule" того же профиля.
DSC_0636
DSC_0641

Дальше на Валмиерас видны главные корпуса Русско Балтийского Вагонного Завода, промышленного гиганта Российской империи.
DSC_0638

DSC_0642

На заводе работало 4000 рабочих и производилось 97% всех вагонов империи.
DSC_0644

Основан завод был в 1869 году в качестве филиала немецко-голандской фирмы "Van der Zypen und Charlier", занимавшейся производством вагонов. Хотя помимо вагонов здесь выпускались так же детали для самолетов Сикорского, наибольшую известность заводу принес выпуск автомобилей "Руссо-Балт".
РуссоБалт

В современной России они превратились в легенду, миф об идеальном автомобиле, который мы смогли создать. Я же советую почитать о них вот эту статью, да и сам журнал так же рекомендую.
Вообще автопромышленность в Риге и Латвии постоянно дает ростки. Был "Руссо-Балт", был "Vairogs". В советское время "REAF" и "RAF". В современной Латвии "Baltijas Džips Ltd", "Ogres Servisa Centrs", "Dartz Motorz". Последним открылся "AMO Plant". Руссо-Балт так же периодически пытаются возродить, но пока без особого успеха.
bg1024_487710

Насколько я знаю, в цехах "РБВЗ" есть фирма "Руссо-Балт" выпускающая прицепы, но следов ее я не нашел, только вот такой указатель. Возможно он ей и принадлежит. Вообще ситуация с "Руссо-Балтом" сегодня, мне кажется довольно запутанной.
DSC_0651

Оставляем "РБВЗ", поворачиваем на улицу Матиса, идем мимо колоритных домов
DSC_0649

и видим комплекс газового завода 1874 года.
DSC_0660

Он включает в себя два газгольдера, более старый 1882 года, архитектор Хартманис.
DSC_0655

И более новый 1901 года, арх. Фельско.
DSC_0652

Территория завода реновирована, это радует, жаль что петербургские газгольдеры до сих пор не нашли себе нового применения, а ведь они этого заслуживают. Тут кстати заметно еще одно отличие рижского промарха от петербургского. В Риге все фабрики, которые я видел, построены из светло-желтого кирпича, в Петербурге из темно-красного.
Поворачиваем на Маза Матиса, и видим две водонапорные башни - Анна и Жанна. 1896-97 год постройки. Арх. Фриш и Интке. Про названия этих башен есть довольно бредовая легенда.
DSC_0666
DSC_0664

Идем дальше, переходим через железнодорожные пути
DSC_0669

И попадаем в собственно Московский форштадт. В нем самом фабрик не было, они в основном расположены вокруг него. Здесь же очевидно жили рабочие с этих фабрик. Его я особо не снимал (точнее вообще не снимал), кроме вот этой баптистской церкви 1925 года (на ее торце правда цифры 1927) на улице Лачплеша 117. Архитектор Зариньш.
DSC_0673
DSC_0675

Проходим по Лачплеша под путями и справа видим постройки бывшей стекольной фабрики 1911 года постройки. В 2000 году в ней был открыт культурный центр "Sapnu Fabrika" (Фабрика Мечты)
DSC_0677
DSC_0678

На противоположной стороне находится самый необычный объект за всю прогулку. Территория бывшего завода "Компрессор".
DSC_0680

Завод был основан в 1898 году как клеевая фабрика, впоследствии, как и многие рижские предприятия перепрофилирован, для производства контейнеров и рефрижераторов. В 1999 полностью остановлен, а в 2005 снесен под строительство жилого дома. Осталась только труба.
DSC_0682

За восемь лет дом так и не построили, территория не охраняется и местные жители выгуливают здесь собак. Рекламный щит по прежнему висит.
DSC_0681

Одинокая труба посреди чистого поля. Промышленность Риги сегодня.
DSC_0683

Чтобы не заканчивать на грустной ноте покажу здание рижской украинской школы по соседству
DSC_0684
На этом все, в последней части Пардаугава.
Tags: archeologia industriale, Латвия, Рига
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments